Каталог
Работа @gusevaalexa
 33_1

 Смотреть все работы

Бисер на Руси

Стеклоделие издавна известно на Руси. О том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Запада и Востока свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ. На территории бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озера и от Карпат до верхнего течения Волги, археологами найдены остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт.

Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус.

Изделия из разноцветных стеклянных бусинок ценились в Киевской Руси наравне с жемчугом. Первые сведения об использовании бисера в декорировании одежды относятся к IX – XII векам.

В те времена использовался очень мелкий венецианский бисер. Венеция снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету.

И в Россию на протяжении нескольких веков бисер ввозили из Венеции и Германии. Так в 1748 году было ввезено 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, а в 1752 году уже 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.

Привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. Особенно ценился очень мелкий бисер (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

Сувеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Дефицит на бисер был значительным. В этой связи М.В. Ломоносовым было начато изготовление бисера в России.

Первая попытка создать производство бисера относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовое производство отечественного бисера, ни тогда, ни, к сожалению позже не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы, что происходит и в настоящее время.

Стоили разноцветные бусинки в то время не дорого, например чтобы сделать кошелек из бисера, его надо было на две-три тогдашних копейки, а для сумочки 14-18 копеек. Поэтому материал этот полюбился всюду – и в дворянской усадьбе, и в крестьянской избе.

Красивый и прочный бисер использовался в отделке народных костюмов (воротники, обшлага, пояса, подолы) и предметов культового назначения (оклады икон, кисти под лампадки). Изделия из бисера украшали быт помещичьей усадьбы (картины, настенные панно, предметы быта). Фантастический труд вкладывался в крупные вышивки бисером.

Крепостные мастерицы украшали вышивками диванные подушки, каминные экраны, ширмы, шкафчики, секретеры, и прочие предметы интерьера,

предназначенные для украшений господских домов. Из бисера делались чехлы

для зонтиков, пояса, обложки для книг и альбомов, ящички для перстней, пасхальные яйца. Бисером оплетали чернильницы, подсвечники, лотки под флаконы.

Увлечение «бисерным искусством», зародившееся в России в XVII веке, продолжалось до начала XX столетия. Особой популярностью оно пользовалось в первой половине XIX века. В образцах бисерно-стеклярусных работ нашли свое отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие в России.

«Стеклянные зерна» на Руси использовали и для отделки интерьеров. Так, «…в некоторых покоях Московского Кремля стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом...».

Стеклярус- это модификация бисера, удлиненной цилиндрической формы. Его изобрели во Франции.

Стеклярус не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которому выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название «французские обои».

Такими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный в последствии Стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.

Вторую половину XVIII до середины XIX можно назвать «Золотым веком бисера» в России. Увлечение «бисерным искусством» охватило все слои общества: крестьянки и горожанки расшивали миниатюрными бусинками и стеклярусом свои праздничные наряды. А также украшали бисером свои разнообразные по виду и форме головные уборы.

Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.

Бисерное рукоделие пришлось по вкусу и женщинам из привилегированных сословий. Светские дамы и почтенные купчихи вышивали панно и картины. Особенное место отводилось всяким разным изящным вещам, изготавливаемым как для себя, так и в подарок.

В XVIII веке в рукоделии употреблялся бисер неровной, неправильной формы. Существовало большое различие в размерах бус. В одном и том же предмете можно увидеть бисер диаметром 0.5мм и крупные бусины, диаметр которых достигает 4мм. Обычно бисеринка тех времен представляла собой цилиндр с закругленными оплавленными краями. Количество красок ограничивается 15 -16-тью оттенками.

В первой половине XIX века бисер имел небольшие размеры правильную хорошо окатанную форму, диаметр бусин превышал их длину и составлял в среднем 1мм. Бусины отличались многими расцветками и были не только круглыми, но и гранеными. Со временем размеры бусин увеличиваются и уже во второй половине XIX века используются крупные, ровные и округлые бисерины. Стекло бусинок было «глухим» или прозрачным. Интересно, что в это время не пользовались бисером красного цвета, имелся лишь прозрачный малиновый и «глухой» кирпичный, а черный заменялся темно-фиолетовым. Встречался и необычный молочный, с розовыми полосками бисер.

Ко второй половине XIXвека бисер становится настолько разнообразным по своим оттенкам, что их трудно перечислить. В 20-е годы девятнадцатого столетия появляется металлический бисер граненой и круглой формы медного, позолоченного и стального цветов.

На рубеже XX века излюбленными оттенками являются черные граненый бисер и стеклярус, а также мелкий стальной бисер.

Кустарная промышленность России выпускает в это время крупные бусины как из цветного, так и из бесцветного стекла с последующей окраской, крупный и мелкий бисер из бесцветного стекла с внутренней окраской отверстия для нитки «золотом» и «серебром».

Не только дворяне наслаждались переливами красок стеклянных бусин. Без бисера невозможно представить и народный костюм многих районов России. Свой наряд девушки и женщины обычно делали сами долгими зимними вечерами, а праздничная одежда передавалась из поколения в поколение, обогащаясь новыми узорами и дополнениями из долговечного, не терявшего свою яркость бисера.

Возможность непосредственного общения с произведениями искусства – одна из наиболее ценных особенностей изделий из бисера и стекляруса.

Источник: 1. Э.Н. Литвинец , «Сделай сам. N2, 1992г.,

2. Светланы Плешаковой «ХОББИ ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ», «КРУГ ЖИЗНИ» N16,6октября 2000г.

3. Елены Артамоновой "Украшения и сувениры из бисера".

1. Э.Н. Литвинец , «Сделай сам. N2, 1992г.,

2. Светланы Плешаковой «ХОББИ ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ», «КРУГ ЖИЗНИ» N16,6октября 2000г.

3. Елены Артамоновой "Украшения и сувениры из бисера".




Темы сюжетов

23 февраля
Абстракция
Автомобили
Ангелы
Архитектура
Бабочки
Балерины
Библейские сюжеты
Весна
Водоемы
Водопады
Волки
Восточные мотивы
Времена года
Гжель
Год Петуха
Город
Девушки
Деревня
Дети
Детское
Еда
Животные
Забавное
Замки
Зимняя сказка
Знаки зодиака
Игольницы
Иконы
Карпы
Корабли
Кофе
Кошки
Лебеди
Лошади
Любовь
Люди
Магнит
Маки
Маяки
Метрика
Мечети
Мишки
Молитва
Монохром
Морская стихия
Мосты
Музыкальные инструменты
Натюрморт
Новый год
Ночная магия
Оберег
Орнамент
Осенние краски
Открытки
Павлин
Пасха
Пейзаж
Пионы
Подарки для девочек
Подарки для мамы
Подсолнухи
Подушки
Полотенца
Праздники
Птицы
Розы
Ромашки
Рушники
Рыбалка
Салфетки
Свадьба
Символы
Сирень
Скатерти
Собаки
Совы
Сумки
Тигры и львы
Триптих
Украшения
Уютный дом
Фантазия
Фрукты
Цветы
Церкви
Часы
Чехлы
Шедевры мировой живописи
Ягоды
Японские традиции