В «Первой галерее» проходит выставка «Солярис» - нового искусства древних дагестанских вышивок

Новости сайта / Новости вышивки и рукоделия / В «Первой галерее» проходит выставка «Солярис» - нового искусства древних дагестанских вышивок

В художественной галерее современного искусства «Первая галерея» проходит выставка «Солярис» - нового искусства древних дагестанских вышивок. В экспозицию вошли произведения шелкового шитья вприкреп в авторских повторах и реконструкциях рисунков Раисат Исмаиловой и Джавгарат Монаковой (Исмаиловой), а также несколько авторских работ. Всего на выставке представлено 55 работ, выполненных с 2005 по 2012 год, большинство из них привлечены уже из частных коллекций и собраний. Это лишь малая часть работ, общее количество которых составляет около 400 произведений. Для воссоздания историко-художественной преемственности в экспозицию также включены несколько старинных «кайтагских» вышивок.

Как рассказывает куратор проекта Джамиля Дагирова, учителя из селения Гапшима Акушинского района Патимат и Габиб Исмаиловы в далекие 1980 – начало 90-х годов стали первыми изучать и исследовать своеобычные изделия из быта их предков – вышитые полотняные панно. Именно они были первыми, кто работал с информаторами – пожилыми мастерицами, еще помнившими что-то о технологии и назначении этих вышивок.

Замысловатые, с особым шифром знаков и линий вышивки с легкой руки собирателя вышивок англичанина Роберта Ченсинера стали называть «кайтагские».

Звучное название «Кайтаг» привлекло Ченсинера, у которого практически не было доказательств широкого распространения этого ремесла в местности Кайтагского района, за исключением того, что в нескольких селениях им было обнаружено небольшое количество вышивок. По логике эти вышивки должны были звучать как «акушинские», «гапшиминские», «даргинские», но теперь это, вероятно, уже не важно, ибо цель была достигнута. Благодаря знаниям и находкам семьи Исмаиловых, первому каталогу и зарубежным выставкам Ченсинера мир узнал об уникальном народном творчестве, мир узнал о Дагестане. И теперь «кайтагская» вышивка идентифицируется как дагестанская.

Вышивка шелком вприкреп стала семейным делом, семейной миссией Исмаиловых. От простого собирательства артефактов они постепенно перешли к изучению истории, этнографии, географии, технологии и воспроизведению древнего искусства. По просьбе Р. Ченсинера Патимат Исмаиловой была воссоздана одна из самых известных вышивок «Всадники». Раисат Исмаилова и Джавгарат Монакова (Исмаилова) по примеру своей матери Патимат Исмаиловой более 19 лет назад взяли в руки пяльцы и начали вышивать новые «кайтагские» вышивки по старым образцам, стараясь ничего не менять.

«Кайтагская» вышивка идет по миру, начиная с начала 1990-х годов, как благодаря деятельности семьи Исмаиловых, так и усилиям зарубежных музеев и коллекционеров, которые «распахивают» свои драгоценные коллекции дагестанских вышивок в крупных музейных и галерейных выставках и изданиях каталогов.

Художественно-этнографический проект «Солярис», осуществляемый «Первой галерей» совместно с авторами произведений Раисат Исмаиловой и Джавгарат Монаковой, вполне укладывается в формат contemporary art, а изобразительный слой «кайтагского» наследия стал для нас определяющим мотивом в создании проекта «Солярис». Помимо этого, проект обозначен и как этнографический», - говорит Джамиля Дагирова.

Выставка снабжена информативными баннерами-планшетами, в которых посетители смогут ознакомиться с краткой историей, технологией изготовления, особенностями назначения и применения, старинными фотографиями видов местности и типажей, сцен, связанных с бытованием вышивки, списками музеев, где хранятся раритетные старинные вышивки, и хроникой выставок, посвященных искусству «кайтагской» вышивки, проходивших в разных странах мира. Все тексты и описания были составлены авторами проекта на основе их исследований и изысканий.

«Особенность творчества Раисат и Джавгарат заключается в том, что они не стремятся «изобрести велосипед», подменять или добавлять, не занимаются прямым копированием «один в один», а проявляют подлинную смелость и фантазию, подчиняясь лишь канону рисунка. Хорошо владея языком «кайтагской» вышивки из ее «букв» и «слов», они составляют собственные картины, и это уже другое искусство – искусство продолжения и сохранения древних традиций на современном языке интерпретаций и обобщений», - считает Д. Дагирова.
Источник: riadagestan.ru